Как грамотно отжать денег у населения
Экономика СССР всегда балансировала на грани краха. Многое было вложено в инфраструктуру и вооружения, но всегда за счет принудительного ограбления населения. Иначе баланс не сводился.
* * *
Одним из первых решений правительства большевиков был запрет на все операции с ценными бумагами на территории Российской Федерации – декрет об этом был выпущен 23 декабря 1917 года. Таким образом, хотя страна и избавилась от платежей по государственному долгу, был подчистую уничтожен исторический опыт обращения с ценными бумагами и подмочена кредитная история России. Акции и облигации утратили свою юридическую силу – рынок ценных бумаг прекратил существование, чтобы переродиться уже в совершенно иной форме – 20 мая 1922 года был выпущен первый государственный заем, натуральный – на 10 млн пудов ржи и на срок 8 месяцев. Взять с населения было нечего, кроме натурального продукта. Как только денежная реформа 1922 – 1924 годов начала приносить результаты, займы стали выпускаться и в денежном эквиваленте.
В тот момент советская пропагандистская машина еще не была отлажена, гражданам сложно было понять, зачем отдавать свои кровно заработанные деньги государству. Поэтому размещение некоторых займов проводилось в принудительном порядке в рассрочку через сберкассы. Первый принудительный заем был размещен еще в 1923 году. Это были 6-процентные выигрышные облигации для имущих слоев населения. Их обязаны были приобретать комиссионеры, подрядчики, поставщики и прочие частные предприниматели, разбогатевшие в годы НЭПа.
Чтобы обеспечить ликвидность бумаг, советские экономисты устанавливали по ним очень высокую доходность, которая порой достигала 12%. Особой популярностью пользовались облигации с выигрышами в тиражах и ценные бумаги, предоставлявшие держателям дополнительные льготы. Под залог гособлигаций можно было получить банковские ссуды или использовать их для уплаты налогов. Эти уступки были вынужденными – поскольку советское правительство аннулировало дореволюционные долги, иностранные государства на этом основании совершенно справедливо отказывались кредитовать молодую Советскую Россию. Так государственные займы стали основным средством преодоления бюджетного дефицита.
Мы, советское правительство, обращаемся теперь к рабочим и крестьянам, к трудящимся, ко всем честным гражданам внутри своей страны и говорим: Нас не признали международные банкиры и не пожелали дать заем, но мы апеллируем к вам, трудящимся массам нашей страны, предлагаем вам оказать кредитную поддержку советскому правительству для того, чтобы оно не должно было лезть в ту петлю, которую хотели накинуть на его шею банкиры Лондона и Нью-Йорка, – писал в своей книге Финансовая политика революции нарком финансов Григорий Сокольников.
Но лозунги действовали не очень эффективно. И тогда для продвижения государственных займов было решено использовать технологию, которая сейчас именуется product placement. В 1925 году на экраны Советского Союза вышел фильм Закройщик из Торжка режиссера Якова Протазанова с любимцем советских женщин Игорем Ильинским в главной роли. Картина была снята на деньги Наркомата финансов и пропагандировала покупку гособлигаций. После просмотра зрители расхватывали ценные бумаги как горячие пирожки. Два года спустя Наркомфин профинансировал съемки еще одного фильма – Девушка с коробкой Бориса Барнета, которую критики считают первым рекламным фильмом в истории советского кинематографа. Всплеск спроса на облигации снова не заставил себя ждать.
Подарок нэпману
14 млн руб. частного капитала было вложено в принудительные займы, выпущенные до 1925 года. Поначалу состоятельным элементам, а проще говоря, капиталистам эпохи НЭПа, особых выгод они не приносили. Как только властям становилось известно о высоких доходах гражданина, его сразу же подписывали на заем. При этом продавать облигации ему запрещалось под страхом уголовного наказания.
Но вскоре нэпманы нашли возможность обогатиться на торговле советскими облигациями. В 1925 году нарком финансов Сокольников решил, что пришла пора размещать государственные займы на добровольной основе, для чего необходимо стимулировать интерес к ним со стороны владельцев частных капиталов. Купленные ранее билеты держателям разрешили продавать кому угодно в любых количествах. Кроме повышения процентной ставки по новым займам, состоятельным гражданам теперь полагалась льготная ссуда на покупку облигаций в размере 70% от их цены. Покупатель из своих средств должен был затратить только 30%, при этом он считался собственником целого билета и получал доход за весь билет.
Наконец, чтобы доказать капиталистам, каким выгодным делом является обладание билетами государственных займов, органы Наркомфина стали усиленно скупать облигации предыдущих принудительных займов, затрачивая государственные средства, чтобы поднять их цену. Конечно же, нэпманы не преминули воспользоваться этими привилегиями и сразу стали получать значительные прибыли от перепродажи облигаций. Таким образом, по подсчетам историков и экономистов, около полутора десятков миллионов рублей вернулись в карманы тех, кого в первые годы советской власти подписывали на принудительные займы.
Благодаря этим нововведениям до октября 1926 года частные капиталисты купили у государства облигаций на сумму 18 млн руб., при этом Наркомфин затратил на реализацию программы около 30 млн руб. На руках у населения оказались облигации общей стоимостью 50 млн руб., которые к тому же были еще и освобождены от всех налогов. Таким образом, нэпманам даже выгоднее было заниматься махинациями с облигациями, чем обзаводиться, к примеру, магазином. Государству займы стали обходиться слишком дорого, идеи Сокольникова подверглись резкой критике. К IV Съезду Советов СССР Наркомфин в своем печатном органе Финансы и народное хозяйство подвел печальные итоги политики, которая позволила частным капиталистам снять пенки с госзаймов: Нам не приходится строить наши займы в сколько-нибудь значительных размерах в расчете на частный торгово-промышленный капитал. Для этой группы держателей ценные бумаги являются объектом торговли, интересным только с точки зрения размеров извлекаемой при этом выгоды, между тем как мы не можем, конечно, давать по нашим займам такую высокую доходность, какую дают торговые операции.
Все под контролем
Выход на экраны в 1927 году Девушки с коробкой был приурочен к моменту перехода к политике индустриализации и свертыванию всех финансовых свобод НЭПа. Облигации вновь стали практически единственной ценной бумагой в СССР. После 1930 года подписка в рассрочку, де-юре добровольная, но де-факто принудительная, стала основной формой размещения займов. Она проводилась следующим образом: на предприятия, в организации и в колхозы из сберкасс поступали инструкции о порядке размещения займа, бланки для его учета и оформления и авансовая сумма облигаций. Работники выстраивались в очередь и вписывали в так называемый подписной лист свои фамилии и сумму, на которую приобретались облигации. Особой формой геройства тогда считалось отдать свой месячный заработок или хотя бы две трети его. Потом подписные листы сдавали в бухгалтерию, где и занимались вычетом денег на облигации из зарплаты с учетом 10-месячной рассрочки.
В 1930-х годах каждый гражданин СССР хранил дома гособлигации, на них подписывались также и юридические лица – предприятия и колхозы. Но важно было не только распределить ценные бумаги среди населения, но и сделать так, чтобы держатели не бросились гасить облигации сразу после истечения срока их действия. В этом случае государство вновь осталось бы без денег. Поэтому 22 февраля 1930 года вышло постановление, запрещавшее любые операции с государственными бумагами без разрешения специальных комитетов содействия реализации займов (комсодов).
Часть своих долгов перед держателями облигаций государство списало уже тогда – с учетом огосударствления экономики правительство опубликовало решение о ликвидации резервных капиталов трестов и запрете государственным учреждениям, акционерным обществам и кооперативным предприятиям иметь облигации займов. Чтобы частично списать долг перед гражданами, в 1930 – 1941 годах была проведена унификация всех облигаций. Срок всех займов теперь составлял 20 лет, погашение было отложено на срок до 19 лет, а доходность была снижена до 3 – 4% годовых.
Чтобы хоть как-то оправдать драконовские меры государства в глазах граждан, вовсю старалась и пресса. Тон задавали Правда и Известия, на них равнялись местные и отраслевые издания. К примеру, выпуск газеты Лесная промышленность от 3 июля 1937 года, содержит ни много ни мало 12 новостных заметок с предприятий отрасли, посвященных реакции людей на выпуск нового займа. Вот что говорится в заметке Мы с радостью отдаем свои сбережения:
1 июля в ночных сменах московского завода Фанеропродукт № 29 было организовано коллективное слушание по радио постановления о выпуске займа укрепления обороны СССР. С чувством огромного удовлетворения встретили рабочие это постановление. Тут же, в цехах, возникли летучие митинги!
Мы с радостью отдаем свои сбережения на укрепление мощи нашей страны, нашей доблестной Красной Армии, – говорит начальник циркульного цеха тов. Переходцев, – я первый подписываюсь на месячный заработок. Тов. Переходцев первым ставит свою фамилию на подписном листе. Он одолжил государству 350 рублей. Его жена, работница того же цеха, также подписывается на месячный оклад.
Почин сделан. Один за другим рабочие и работницы подходят к столу. Подписные листы быстро заполняются. Рабочие с воодушевлением отдают взаймы государству свой двух- и трехнедельный заработок. 2 июля к 12 часам дня на заводе подписалось свыше 50 процентов общего числа рабочих. Сумма подписки превысила 45 тысяч рублей.
Конечно, нельзя отрицать того, что многие советские люди действительно вызывались помочь государству рублем совершенно добровольно. Особенно ярко их энтузиазм проявился в годы Великой Отечественной войны. Тогда были выпущены четыре 20-летних займа под 4% годовых, которые позволили собрать 72 млрд руб., на 25,97% больше, чем рассчитывали экономисты. Займы военных лет осуществлялись по уже обкатанной схеме – каждый имел два выпуска: выигрышные 4-процентные облигации распространялись по подписке на предприятиях, в организациях и среди колхозников, 2-процентные облигации выпускались для колхозов, артелей, кооперативов и так далее. 551 млрд руб. составили прямые расходы Советского правительства на ведение войны, и 13% этой суммы было вложено в копилку победы покупателями займов. В целом же за годы войны обязательные и добровольные взносы населения достигли 270 млрд руб., или 26% всех доходов государственного бюджета. В благодарность за это советские граждане получили очередную конверсию. В 1948 году вышел конверсионный 2-процентный заем для обмена практически всех облигаций, выпущенных до 1947 года. Старые облигации обменивались на новые в пропорции 3:1.
Последний рывок
После окончания войны система займов уже не могла держаться на голом энтузиазме граждан. Население обнищало, накоплений практически не осталось, частные хозяйства были разорены. Кроме того, конверсии подорвали доверие держателей к гособязательствам. Разноцветными облигациями они оклеивали стены туалетов или отдавали их детям в качестве игрушек. Никто уже не верил, что советское государство когда-нибудь выполнит свои обязательства. Руководству страны снова пришлось вернуться к принудительному размещению займов.
С 1946 по 1957 год было выпущено пять тиражей 20-летних облигаций, целью которых было восстановление и развитие народного хозяйства. Доход по ним выплачивался лишь в виде выигрышей. Еще два займа сроком на 26 лет были выпущены в 1947 году. Все они имели фактически принудительный характер, хотя официозные публикации и продолжали утверждать обратное.
Дружной подпиской на государственные займы трудящиеся СССР демонстрировали свое морально-политическое единство, сплоченность вокруг Коммунистической партии и готовность активно участвовать своими средствами в строительстве коммунизма, – гласил выпущенный в 1961 году кредитный словарь.
Несмотря на регулярные конверсии и постоянное несоблюдение сроков гашения облигаций и порядка выплаты процентов по ним, в конце 1950-х годов сложилась ситуация, когда текущие расходы по обслуживанию всех выпущенных государственных займов превысили поступления в казну от размещения новых ценных бумаг. Тогда в 1957 году ЦК КПСС и Совет Министров СССР приняли постановление О государственных займах, размещаемых по подписке среди трудящихся Советского Союза, согласно которому выпуск новых займов практически прекращался, ранее обещанные платежи вновь были отсрочены на 20 лет, и выигрышные тиражи проводиться перестали. Всем спасибо, все свободны!
Вот как отметил этот факт на Внеочередном XXI съезде Коммунистической партии Советского Союза Никита Хрущев: Возьмем, к примеру, такой факт, как осуществленные по инициативе трудящихся мероприятия в отношении государственных займов. Миллионы советских людей добровольно высказались за отсрочку на 20 – 25 лет выплат по старым государственным займам. Этот факт раскрывает нам такие новые черты характера, такие моральные качества нашего народа, которые немыслимы в условиях эксплуататорского строя.
Государство снова изящно приписало народной воле волю собственную. В 1970-е годы выплаты по ценным бумагам все-таки начались. Но миллионов эпохи НЭПа ни один из советских граждан не получил. Как водится, на кухнях ругались. Но ходить на митинги тогда было не принято – разве что только на праздничные.
Надо заметить, что нашелся один придирчивый бывший гражданин Советского Союза по имени Иван Клименко, который вздумал потребовать через суд возврата ему средств по выигрышной облигации 1982 года. Совершенно логичное его требование расплатиться с ним прежде, чем выплачивать долги иностранным кредиторам, суд правомерным не нашел и в 2002 году признал государство победителем процесса, поскольку в российских законах положения, к которому апеллировал Клименко, прописано не было.